Практика
Радикального прощения
Инструменты, возможности, польза
В молодости я издавала печатный культурно-музыкальный готический журнал. Благодаря этому у меня было много разного живого и онлайн-общения, всевозможных классных отношений, вдохновения и знакомства с потрясающими людьми, запоминающихся путешествий и красивых фотосессий. Кроме всего этого крутого позитива, тусовок и драйва, были ситуации разнокалиберной напряженности, токсичные люди, ссоры, обиды, оскорбления, в общем, много яркого и интересного жизненного опыта, который местами осел тяжелым грузом в душе.
радикальное прощение, ганеша
Содержание:
1. Мой опыт в Радикальном прощении
2. Про основную пользу
3. Кратко об архетипе жертвы, традиционном и Радикальном прощении
4. Важные нюансы процесса
5. Процесс радикального прощения и основные инструменты
6. Источники

1
Мой опыт в Радикальном прощении
И спустя годы я где-то наткнулась на чей-то отзыв о том, как изменилась жизнь человека, после практик прощения. Это было что-то совершенно новое, свежее и очень меня вдохновило, поэтому я решила попробовать! Составила список людей (все касательно журнала, сайта и форума), взаимодействие с которыми оставило не совсем приятный след в моей душе и шаг за шагом начала проходить по списку. Я не помню точно, сколько времени ушло на эти процессы, но помню я ещё едва дошла до середины, а чувствовала себя так необычайно легко и свежо, радостно и хорошо, как будто начался новый прекрасный жизненный этап.

Сейчас, спустя многие годы, мне захотелось вернуться к этой практике по нескольким причинам. Во-первых, последний год выдался настолько напряженным, что определенно в теле накопилось много ненужных эмоций, переживаний, которые хотелось бы отпустить. Во-вторых, на русском языке есть крутая книга Колина Типпинга «Радикальное прощение», я её прочитала дважды и захотелось наконец-то применить знания на практике. В-третьих, в апреле наряду с голоданием и ретритом, хотелось ещё какой-то околодуховной цели, решила, что поработать с прощением будет самое то. И в-четвертых, после погружения в психосоматику я вижу сильный потенциал и пользу от Радикального прощения.

Процесс получился увлекательный и полезный – я накопала давних полузабытых обид, перестала утопать в белорусских новостях. Правда, и по словам Колина Типпинга и по собственному опыту, довольно трудно работать со свежей ситуацией, потому что я нахожусь ещё в процессе проживания эмоций и трудно даже попытаться взглянуть на ситуацию беспристрастно.
письма прощения

2
Про основную пользу
Кто здоровее? Человек, который хранит обиды, зависает в несправедливых жизненных ситуациях, снова и снова проживает одни и те же негативные эмоции, страдает и реагирует на мир вокруг из состояния жертвы? Или. Человек, который в полную силу проживает эмоции и чувства, меняет отношение к ситуации, людям, жизненному опыту и сам творит свою жизнь, реагирует на мир из состояния радости и счастья? Ответ очевиден!

На физическом уровне это происходит условно так. Каждая эмоция обладает своей частотой: злость, страх – частота пониже; благодарность, радость – частота повыше. И вот, испытывая ту или иную эмоцию наше тело вибрирует на определенной частоте, пониже или повыше, если пониже – то на уровне тела запускается болезнь, как решение проблемы, если повыше – то запускается процесс исцеления. Выбор за мной, в каких состояниях и эмоциях я хочу жить?
анкета Радикального прощения

3
Об архетипе жертвы, традиционном и Радикальном прощении
Архетип жертвы. Мне важно прояснить не определение, а основные черты архетипа жертвы, чтобы в контексте статьи этот термин был более понятен. В нашем обществе архетип жертвы – это древний образ, укоренившийся сценарий поведения и роль страдальца, которую использует большинство людей. Основные черты – слабость, беспомощность, подчинение, несправедливость. Основные убеждения жертвы: "Другие поступают по отношению ко мне несправедливо, и поэтому я не счастлив/а. Эти другие несут ответственность за моё состояние". Чтобы выйти из-под власти этого сильного архетипа, нужно заменить его противовесом, чем-то более мощным и созидательным.

Традиционное прощение. Традиционное прощение основывается на сознании жертвы. Кто-то поступил плохо по отношению ко мне и этот другой виноват, что мне плохо, поэтому я тут подумаю и решу, прощаю я его или нет. Здесь есть жертва и обидчик, а само прощение основано на чувстве сострадания и милосердия, либо на желании простить и забыть, но это прощение ограничено, потому что боль, обида, горечь могут остаться у человека.

Радикальное прощение – это прощение другого масштаба. Оно вообще исключает наличие жертв и обидчиков, оно предлагает сделать другой выбор.
"Другой выбор состоит в том, чтобы признать, что за внешней ситуацией происходит нечто гораздо более значительное и потенциально полезное для тебя. Стоит допустить, что там кроется другой смысл, другое значение, другое намерение – дар, предназначенный тебе".
Колин Типпинг «Радикальное прощение»
анкеты радикального прощения
Найти это дар, пройти этот урок – это исцелить себя и другого, выйти на новый жизненный уровень, преобразовать свою жизнь и жизнь других.

Знаю, что у многих уже есть своё мнение по поводу Радикального прощения, иногда из области «не читал, не пробовал, но осуждаю». Поэтому я выбрала несколько самых распространенных ошибочных, на мой взгляд, пунктов и обозначу несколько важных нюансов по их поводу.

4
Важные нюансы процесса
Но это же неправильно, просто принимать то, что произошло! Радикальное прощение не значит принять и закрыть глаза на несправедливость, что происходит вокруг. Прощение – это про состояние внутри, про то, чтобы не хранить в душе обиду, не запускать состояние жертвы, не разрушать свое тело постоянным напряжением. Прощение – это про действия с открытым сердцем и с внутренней уверенностью в своей правоте. Если нужно идти в суд, защищать свои права – идти в суд, если нужно помочь ребенку – помогать ребенку.

Книгу не дочитал/а, поэтому до практики руки не дошли. Книгу читать не обязательно или можно прочесть выборочные главы (самая понятная глава 1 с историей Джилл, и глава 20, подробно как заполнять анкету). Да, на чтение книги необходимо много ресурса и читая ее, мой ум быстро приводил меня к сопротивлению. Этому я не верю, это мне не нравится, тут я так не считаю, это вообще ерунда какая-то, а это мне не подходит, да и почему автор постоянно повторяется? И все, классный инструмент проходит мимо! А между тем если начать просто с заполнения анкет или написания писем, тогда появляются вопросы и интерес. Тогда я понимаю, что в этом что-то есть и уже на энергии интереса книга читается гораздо легче и увлекательнее!

Я не готов/а прощать. Не нужно быть готовым и не нужно быть в каком-то особенном одухотворенном состоянии. Для того, чтобы выполнять практику Радикального прощения достаточно желания выйти из состояния жертвы, или изменить отношение к ситуации, или перестать постоянно тревожиться и переживать.

Я не хочу строить отношения с этим человеком. Радикальное прощение не означает, что вам нужно будет дружить с человеком, вам даже общаться с ним не нужно чтобы простить! Вы эту практику делаете для себя. И это нормально, если человек вам неприятен, прощению это никак не мешает.
цветочная мандала, огненный ритуал
Я не проживу свои эмоции, спрячу их, а это вредно. Прожить эмоции это первостепенная задача в радикальном прощении, без неё процесс не имеет смысла. Прожить страх, злость, зависть, фрустрацию, беспомощность, всё что угодно и признать, что да, я их испытываю, это часть меня и моего жизненного опыта. Я принимаю то, что я, такая хорошая, прекрасная, добрая всё же их испытываю, я смотрю им в лицо, не избегаю и не убегаю от них. Исцеление происходит, когда мы позволяем себе пережить полный спектр эмоций. Прожить их и на этой энергии переходить к следующей стадии. Так что это суждение снимается любым действием – практикой, анкетой, письмами.

А если не получится, а если прощение не сработает.
В книге приводятся такие примеры, где результат появляется прямо сразу, что очень сбивает с толку, и кажется если на материальном уровне сразу не проявилось, значит не сработало. В моем случае, иногда внутри я ощущала быструю перемену в отношении к ситуации и человеку, прямо легкость, «энергетический сдвиг», а иногда казалось, что как-то бестолково всё прошло, но потом обнаруживала, что всё же мыслю по-другому через пару месяцев. Так что считаю, что в любом случае это действительно рабочий инструмент, просто изменения происходят на разных уровнях и в разном качестве. Мне кажется, это тот случай, когда на процесс не стоит накладывать конкретные ожидания, а благодарить себя за любое действие, которое удалось сделать.
огненный ритуал, радикальное прощение

5
Процесс Радикального прощения и его основные инструменты
Колин Типпинг предлагает разные инструменты радикального прощения. Самый популярный инструмент – анкеты. Они разные, есть анкета для радикального прощения на одну страничку для быстрого заполнения, есть на три, для более вдумчивого. Есть анкета для радикального принятия любого человека, для радикального принятия себя. Я брала анкеты на официальном сайте автора на английском языке, но и в книге, и на некоторых ресурсах, они есть в русском переводе. Чтобы не застрять на этом этапе, можно просто распечатать что нашлось сразу и пробовать, потом станет ясно, что подходит, что нет.

Еще один интересный метод и мой любимый после анкет, это написание трех писем обидчику (без отправки писем). В первый день в письме, а заодно и в реальности нужно максимально выразить все свои эмоции – злость, обиду, гнев, высказать, прокричать всёе что только есть. На следующий день написать второе письмо, тоже гневное и злобное, но уже с проявлением сострадания. И затем, ещё на следующий день написать третье письмо, пытаясь посмотреть на ситуацию со стороны Радикального прощения. Мне очень помогает психологически прочесть третье письмо вслух, тогда текст словно встраивается в мою картину мира и становится её частью. Затем письма лучше сжечь.
свечи, цветы для Радикального прощения
Кроме заполнения анкет, написания писем, есть еще другие инструменты – семинары, церемонии, но важно – у всех них есть основные этапы. Вот они:

История. Сначала рассказать историю как я её вижу с позиции жертвы, кто и как поступил несправедливо, что меня разозлило и чем я недовольна. Со всеми максимальными подробностями.

Эмоции. Затем максимально погрузиться в чувства и эмоции, которые вызывает эта ситуация и пережить их все, дать выход всем негативным эмоциям. Дать волю всем своим чувствам! Можно заранее подготовиться и почитать рекомендации психологов по выражению злости, гнева, страха. Я нашла – плакать, громко ругаться, колотить подушку, кричать в машине или в лесу, бежать и громко петь, рубить дрова. Предлагайте свои варианты!

Разделение. Посмотреть на историю со стороны, или с точки зрения взрослой и адекватной личности. Посмотреть, что в ней является домыслом, возможно ошибкой или накручиванием ситуации. Разделить реальные факты и свои домыслы.

Трансформация. На этом этапе осознанно переформулировать историю и изменить к ней отношение так, чтобы увидеть, что дала мне эта история для моего роста, развития, внутреннего изменения. На что указала мне эта история, на какое мое ошибочное убеждение, поведение. Возможно здесь есть повторяющаяся ситуация, тогда будет легче увидеть почему я оказываюсь здесь снова и снова, и какое мое ошибочное убеждение выявляет эта ситуация.

Если же кажется, что эта история ничего не дала, (так бывает, когда история прямо недавняя или происходит сейчас), то принять, что сейчас, на данный момент, я не вижу в чём польза этой истории и ситуации для меня. Ведь я всего лишь человек и не вижу общей картины миры. Но я допускаю, что здесь есть божественный замысел (или то, во что вы верите) и «любая ситуация совершенна», независимо от того, нравится мне это или нет. Хотя бы попробовать допустить такой вариант, попытаться поверить в него.

Интеграция. И в конце процесса нужно включить полученный опыт, новый взгляд в свою картину мира. Моя интеграция – это вдумчивое чтение вслух всего того, что я написала, тогда эта информация буквально интегрируется в мое межклеточное пространство.
сжигаю анкеты Радикального прощения
Появляется ли у вас сопротивление, когда вы читаете эти строки? У меня – да! Но мною очень сильно двигал и сейчас движет интерес, если выйти из состояния жертвы и допустить, что всё происходит наилучшим образом, то, когда я приму это, в какое состояние я попаду тогда? Я сделала маленький шажок туда, проверила – да, состояние любви, радости, творчества. И это всё происходит на физическом уровне. Я ослабляю или вообще разрушаю привычную нейронную дорожку, где я считаю, что со мной поступили плохо и несправедливо, и исцеляю своё тело от состояния жертвы. И затем создаю новые нейронные связи, с позитивными состояниями – благодарностью, радостью, теплотой, отпусканием.

И эта основная цель Радикального прощения – выйти из состояния жертвы и перейти в состояние любви. Когда я запускаю эти слова в свое сердце, то там до мурашек. В каком состоянии я хочу быть – состоянии жертвы, или состоянии любви? Выбор за мной.

6
Источники